Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Вкл Выкл

Воспитательная работа

1.Методическая  тема работы коллектива МОУ «Малореченская школа» г.Алушты

 

«Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

    1. Цель воспитательной работы:

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

    1. Задачи воспитательной работы:
  • развитие школьной системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;
  • воспитание любви к родной школе, к малой родине, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
  • воспитание нравственности на основе народных традиций;
  • развитие творческих, познавательных способностей учащихся;
  • формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;
  • создание условий для сохранения здоровья, физического развития. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
  • повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для   сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

2. Концепция воспитательной системы школы

 

2.1. Актуальность

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая, как сложный социальный механизм, отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление деятельности.

             Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализации наших подростков. Школа же, благодаря своему воспитательному потенциалу, способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика.  Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом. Стало очевидным, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать.

Исходя из этого, следует, что назрело время, когда личностно-отчужденную парадигму должны сменить личностно-ориентированная и социально-ориентированная, поэтому единая  педагогическая тема работы классных коллективов  МОУ «Малореченская школа» – это «Создание условий для воспитания и развития свободной, талантливой, физически и психически здоровой личности, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению, а также внедрение модели социально – педагогического партнёрства, обеспечивающей успешную социализацию детей, духовно – нравственное развитие каждого гражданина, формирование гражданской идентичности», которая является подтверждением принципа: «Школа 21 века – это единство образования, воспитания и социализации личности».

             Концепция воспитательной работы подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически, но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.

            Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся.

Воспитательная система МОУ «Малореченская школа» города Алушты строится на основе современных достижений науки и практики. Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума.    

Основным назначением воспитательной работы МОУ «Малореченская школа» города Алушты является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком 21 века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы его реализации.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, здоровую, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и, что наиболее важно, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

Концепция воспитательной работы заключается в развитии технологии педагогики сотрудничества, которая может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества мы рассматриваем как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно – личностный подход к ребёнку;
  • единство обучения и воспитания.

2.2. Тенденции развития воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих       ценностей;
  • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  • выявление, развитие и поддержка одаренных детей;
  • возрождение национальных культурных традиций;
  • воспитание патриота своей Родины;
  • воспитание физически и психически здоровой личности в рамках валеологизации системы образования и воспитания;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели.

Исходя из поставленной цели, концепция развития воспитательной системы складывается из определенного набора последовательно реализуемых программ, каждая из которых отвечает за определенное направление воспитательной работы.

3.Направления воспитательной работы

Основными направлениями организации воспитания и социализации учащихся школы на 2019 -2020 учебный год выбраны в соответствии с основными направлениями Стратегии развития воспитания до 2025 года.

Развитие направлений воспитательной работы реализовывается через выполнение следующих задач воспитания:

  • реализацию программ по оптимизации воспитательной работы, её единства с обучением;
  • расширение школьной сети дополнительного образования;
  • расширение внеурочной работы учителей-предметников;
  • формирование нравственных основ личности и толерантность по отношению к окружающему миру;
  • формирование у учащихся основ правовой культуры;
  • воспитание чувства патриотизма через уважение к боевому прошлому Родины;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие самосознания и самовоспитания, готовности подростков к социальной самореализации;
  • сохранение и укрепление нравственного, психического, физического и социального здоровья учащихся в рамках реализации программы развития школы.

4.Воспитательно-педагогические технологии

Проектирование системы воспитания осуществляется посредством использования следующих воспитательно-педагогических технологий:

  1. технология организации и проведения группового воспитательного дела

Цель: формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам. Реализуется через проведение внеклассных мероприятий (общешкольных, мероприятий по классам);

 

  1. технология здоровьесберегающая

Цель:  сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Реализуется посредством проведения Дней здоровья, общешкольных соревнований, акций, посвященных пропаганде ЗОЖ и профилактике употребления ПАВ, алкоголизации, табакокурения, суицидального поведения, распространения ВИЧ;

 

  1. медико-гигиенические технология (МГТ)

        Цель: осуществление контроля и помощи в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Реализуется посредством организации проведения прививок учащимся, оказания консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проведением мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, отслеживания  динамики здоровья учащихся, организации профилактических мероприятий в преддверии эпидемий (гриппа);

 

  1. физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

        Цель: физическое развитие обучающихся (закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого). Реализуется на уроках физической культуры и в работе спортивных секций и кружков;

 

  1. экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

       Цель: создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Реализуется через обустройство пришкольной территории, озеленение классов, рекреаций, участие в природоохранных мероприятиях, экологических конкурсах;

 

  1. технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

        Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ;

 

  1. технология проектного обучения

         Цель: самостоятельное и охотное приобретение знаний из различных источников, развитие умения ими пользоваться, приобретение коммуникативных навыков, развитие исследовательских умений и системного мышления. Реализуется  посредством проведения ролевых игр, общешкольных акций, разработки и защиты проектов;

 

  1. информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

        Цель: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Реализуется на уроках информатики и ИКТ, во внеурочной деятельности, в самостоятельной проектной деятельности учащихся;

 

  1. технология группового обучения

        Цель: учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Реализуется в работе кружков, спортивных секций, внеурочной деятельности.

 

  1. технология социального проектирования (социального воспитания учащихся)

        Цель: создание условий для социальных проб личности.

 

  1. технология личностно- ориентированного воспитания и обучения

        Цель: развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно ориентированный подход - это методологическая позиция в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.